"Медицинский весник" М. Вяселка

Могилевский медколледж: 171 или 153?


     Всегда в приоритете – обучение высококвалифицированных специалистов и воспитание командного духа
Высокие потолки, большие окна, просторные классы, кирпичная кладка. В отремонтированных стенах – чтобы сохранить исторический дух – оставлены окошки для печного отопления. Ведь именно так обогревалось здание, построенное более 140 лет назад. Здание, в котором сейчас располагается учебный корпус №1 Могилевского государственного медицинского колледжа.
 

5
4
3
1
2

 

    Отправная точка

До сих пор среди специалистов не существует единого мнения, с какой именно даты начинать отсчет истории Могилевского медколледжа. Кто-то утверждает, что отправной точкой служит 1847 год: в это время при родовспомогательном заведении городской больницы было открыто отделение для обучения сельских повитух, или повивальных бабок. Кто-то уверен, что летоисчисление колледжа нужно начинать с 1865 года, когда по проекту акушера Могилевской губернской врачебной управы Николая Мандельштама при родильном институте была открыта школа для повивальных бабок.
- С точки зрения истории датой основания города, учреждения считается дата его первого упоминания в письменных документах, - рассуждает директор Могилевского медколледжа Юрий Кривощёков. – Поэтому вполне логично считать, что наш колледж 25 февраля отметит 153-летие. Ведь именно этим днем 1865 года датируется устав повивальной школы.
   Здание из красного кирпича, которое и сейчас принадлежит колледжу, украсило губернский Могилев в 1875 году, решение о его возведении принял губернатор Александр Дембовецкий. С этого времени школа была отделена от больницы в хозяйственном отношении, а ее воспитанницами становились девушки из сельского сословия не только Могилевской, но и Витебской и Минской губерний.
И сегодня видно, что здание школы строилось с большим уважением, вниманием и пониманием важности профессии, которой обучали. Кстати, в то время здесь проходили обучение и проживали всего 50 воспитанниц, 20 воспитанниц принимались как вольнослушательницы.
  С точки зрения современного человека повивальная бабка – женщина в возрасте. Но полтора столетия назад повитухой могла стать девушка в возрасте от 20 до 35 лет. Принимали в школу молодых девиц, умеющих читать, писать, знающих Закон Божий и простейшие арифметические действия. Кстати, уже тогда существовал аналог современного целевого направления: на обучение девушку отправляли решением управы населенного пункта губернии. Это было ответственное решение, так как обучение было платным и местная управа должна была быть уверена, что девушка будет успешно осваивать науки в школе, закончит обучение, вернется на родину и будет оказывать помощь женщинам.
   При выпуске повитухи обеспечивались медицинскими инструментами и некоторыми лекарствами, необходимыми для дальнейшей работы. Кстати, они подписывали инструкцию и принимали присягу, в которой обещали в любое время дня и ночи спешить на помощь к роженице и помогать ей до полного завершения родов.
Сегодняшний день
  Учащиеся в современных белых халатах, которые, волнуясь, ожидают своей очереди ответить на экзамене, немного дисгармонируют с общей обстановкой исторического здания. На стенах – фотографии – но не архивные, а сделанные в рамках проекта «Медицинский колледж сквозь года»: для воссоздания архивных снимков сегодняшние учащиеся преобразились в своих далеких предшественниц и переместились на столетие назад.
Воспитатели, кураторы и преподаватели здесь работают в едином ключе для всестороннего развития личности учащихся. Стараются не вовлекать юношей и девушек в учебный и воспитательных процесс, а на этапе адаптации узнавать интересы и склонности учащихся, отмечают в колледже.
- Сегодня мы готовим специалистов по 4-м специальностям, востребованным в Беларуси, - отмечает Юрий Кривощёков. - Это «лечебное дело», «сестринское дело», «фармация» и «медико-диагностическое дело» – то есть обучаем фельдшеров-лаборантов. Я всегда подчеркиваю востребованность наших выпускников. Политика Управления здравоохранения Могилевского облисполкома построена по такому принципу: какое количество кадров необходимо здравоохранению – такое количество учащихся мы и набираем, несмотря на то, что возможности колледжа намного выше. Лицензия позволяет принять на обучение 1095 учащихся, но в настоящее время на разных отделениях обучается всего 868 девушек и юношей.


Медсестра – профессия женская?


    Все еще да. На специальность «сестринское дело» в основном поступают девушки, но в Могилевском медколледже сегодня обучается и 18 юношей, некоторые из них будут работать медицинскими сестрами. Они пришли в специальность не случайно, отмечают преподаватели, юноши в будущем планируют работать в косметологическом кабинете, в операционном блоке как сестры-анестезистки. В целом юноши выбирают медицинские специальности, связанные с работой с высокими технологиями: абсолютно логично, что за анестезиологической консолью, лабораторно-диагностическим оборудованием будет ухаживать мужчина. Кстати, свой выбор в пользу лабораторной диагностики в Могилевском медколледже в этом учебном году сделали 12 юношей.
Большое значение в колледже отводится профориентационным встречам со школьниками. Здесь руководствуются принципом: равный обучает равного, ведь именно ровесники могут лучше понять друг друга и рассказать о том, как интересно здесь учиться и насколько профессионально они будут работать в будущем.


Младший медперсонал – так же важен, как и врачи?


   - В обратном случае мы бы, наверное, не вспоминали Флоренс Найтингейл, если бы не ценили. Не вспоминали бы Дашу Севастопольскую… - рассуждает Юрий Кривощёков. - Да, врачи и высокотехнологичное оборудование могут все. Но если спрашивать их самих, то все возможно только вместе с командой медицинских сестер, которые стоят в операционной, выхаживают пациента в послеоперационный период, а потом помогают в реабилитации. Наших учащихся мы воспитываем именно в этом русле. Не отдельно врач лечит, оперирует, а пациенту помогает целая команда единомышленников. Работа в команде – один из важных моментов работы в нашем колледже.
  Поэтому методом обучения часто выступает ролевая игра: кто-то из учащихся исполняет роль врача, кто-то становится пациентом; кто-то – фармацевт, а кто-то покупатель лекарств с рецептом от врача. В таких моментах учащиеся должны поставить диагноз, принять решение о дальнейших действиях и тактике в отношении данного пациента. Кстати, для будущих фармацевтов в одном из классов создана учебная аптека. Здесь все как будто по-настоящему: лекарства, кассовое оборудование, а чтобы получить необходимый препарат, учащемуся-покупателю необходимо предъявить рецепт.
  Нередко в Могилевском медколледже организуются ток-шоу с опытными специалистами. Сюда приходят выпускники, профессионалы, работающие в здравоохранении или фармации. В диалоге с учащимися они выясняют позиции вчерашние и сегодняшние, рассказывают о том, к чему должны быть готовы выпускники в профессиональной деятельности. Бывают очень острые дискуссии, обсуждения.


Сегодня учащийся, завтра студент


  Примерно один из десяти выпускников Могилевского медколледжа после его окончания поступают в медицинские ВУЗы, при этом продолжая образование именно по той специальности, которую выбрали первоначально. Они становятся провизорами, врачами, есть и выпускники, которые поступают в БГУ, Международный государственный экологический институт имени Д. Сахарова, Витебский государственный педагогический университет имени П.Машерова. Они с удовольствием приезжают в колледж в гости, рассказывают о своих успехах. А в колледже гордятся своими выпускниками.
 Кстати, недавно, во время студенческой недели (в это время учащиеся знакомятся с жизнью студентов университетов) один из будущих фармацевтов предложил идею организовать доставку лекарственных средств автолавками в маленькие отдаленные деревни. Неплохое решение, правда?